Новости и статьи

Верховный Суд Российской Федерации подготовил обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО

В Обзоре изложены правовые позиции по вопросам, связанным с обращением с ТКО (Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13 декабря 2023 г.)).

А именно:

  • если собственник вообще не проживает в квартире, плата за ТКО на период его отсутствия (непроживания) не пересчитывается. Если потребитель проживает в квартире, но временно отсутствует, то плата пересчитывается независимо от того, исчисляется ли она исходя из количества проживающих или из общей площади жилого помещения;
  • создание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям (обязанностям) органов МСУ. Собственники помещений в МКД вправе только принять решение о создании контейнерной площадки на собственном земельном участке, относящемся к общему имуществу;
  • обязанность по содержанию мест (площадок) накопления ТКО для МКД возложена на организацию, осуществляющую управление МКД. Если контейнерная площадка предназначена для накопления ТКО нескольких МКД, расходы по ее содержанию распределяются между управляющими организациями пропорционально общей площади помещений в МКД.;
  • если региональный оператор не смог забрать мусор из-за снега (сугробов) на дороге, мешавших проезду техники, он отвечает за неоказание услуги по обращению с ТКО (в связи с те, что выпадение снега в зимний период относится к предсказуемому явлению, не является чрезвычайным и не может быть отнесено к обстоятельствам непреодолимой силы);
  • обязанность создать и содержать места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп (в том числе, если обустроить такое место в МКД невозможно) лежит на органе местного самоуправления, причем такие отработанные лампы, - хотя и относятся к отходам I класса опасности - являются ТКО;
  • если в регионе не организован раздельный сбор мусора, собственник ТКО выбирает один из расчетных способов осуществления коммерческого учета таких отходов (по нормативам накопления ТКО или по количеству и объему контейнеров в местах накопления ТКО). Если и регион перешел на раздельный сбор мусора, и потребитель сортирует мусор в соответствии с региональными правилами, то последний вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров;
  • владелец нежилого помещения в МКД может учитывать свои ТКО исходя из количества и объема собственных контейнеров, установленных на площадке накопления ТКО (независимо от перехода региона на раздельный сбор мусора);
  • акты о нарушении региональным оператором обязательств по вывозу ТКО можно опровергнуть, в том числе, данными системы ГЛОНАСС, путевыми листами, территориальной схемой, маршрутными журналами и другими документами;
  • несвоевременное предоставление потребителю платежных документов на оплату коммунальных услуг по обращению с ТКО образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.